0
Прилежный ребенок с высокими оценками — отрада и родителей, и учителей. Замечательно, если школьник учится легко и с удовольствием, а неудачи воспринимает как часть процесса. Но некоторые дети болезненно реагируют даже на незначительные промахи. В этом случае психологи говорят о синдроме отличника и его крайне негативном влиянии на развитие ребенка.
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА
Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится достичь безукоризненных результатов во всех делах. Будь-то учеба, карьера, отношения с коллегами и близкими, отдых, воспитание детей или домашняя работа. С одной стороны — отличник таки получает желаемое, а с другой — жертвует общением, развлечениями, живет в постоянном стрессе, боясь ошибиться.
Вряд ли кто-то из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос невротиком. Лишь по незнанию взрослые предъявляют к детям такие непомерные требования, которые и приводят к психологическим срывам.
ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ
Существуют признаки, которые говорят о том, что ребенок зависим от результата деятельности и мнения окружающих:
- когда взрослые хвалят — самооценка повышается, критикуют — уверенность в себе падает;
- желание получить высокие оценки и одобрение — на первом месте. Поэтому ребенок жертвует общением с друзьями, развлечениями, своим отдыхом;
- неумение проигрывать — чужие успехи уязвляют. А вот провалы одноклассников — это способ почувствовать свое превосходство;
- завышенные требования к окружающим; ребенок строг и нетерпим к тем, кто, как он считает, плохо справляется со своим обязанностями;
- болезненная ранимость; если очередной триумф не заметили и не похвалили, в душе возникают горечь и обида;
- неумение справляться с трудностями. Стремление к высоким показателям иногда вызывает обратный эффект; ребенок даже не пробует сделать то, в чем он не уверен на 100%. Попросту опускает руки;
- гиперответственность, глубокое чувство вины за неудачу.
ЧЕМ ЧРЕВАТ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА?
Желание быть лучшим и постоянно получать позитивные поглаживания от окружающих держит ребенка в хроническом напряжении. Это сильно влияет на его жизнь:
- он не наслаждается процессом учебы и новыми знаниями;
- заучивает материал, глубоко не погружаясь в тему. Творческий подход в решении задач не использует;
- стопорится на нюансах, не умеет мыслить абстрактно, видеть общую картину задания и ситуации;
- не желает и не умеет поддерживать дружеские отношения, поскольку главный приоритет — его собственные достижения. Поведение отличников часто раздражает других детей в классе, они агрессивно относятся к ним и превращают в объект травли;
- эмоционально нестабилен; эйфория от успеха сменяется истерикой от ошибки. Встречается и другая ситуация; ребенок скупо выражает эмоции, заторможен. По мнению педагогов, такое поведение даже более опасно для ребенка, чем излишек чувств.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА?
Корни комплекса — из детства, которое закладывает фундаментальную основу для дальнейшего формирования личности. Стремление ребенка быть всегда на высоте и демонстрировать окружающим свои успехи часто говорит о глубокой неуверенности в себе. И только благодаря оценкам он чувствует себя лучше и напитывается ощущением «со мной все в порядке».
Причины неуверенности разные: комплексы по поводу внешности, отсутствие друзей, невысокий, по мнению ребенка, статус семьи. Он может думать, что родители недостаточно его любят, и в этом случае хорошие оценки — способ привлечь к себе внимание взрослых. Доказать им свою значимость.
Часто родители переносят на детей свои амбиции. Они хотят, чтобы сын или дочь достигли таких же успехов, как они сами. Или когда взрослые не смогли реализовать свои способности в жизни, то ожидают, что это сделают их дети. Однако ребенок не выдерживает такую ношу.
Психологи доказали, что поведенческие и психологические проблемы детей — это отражение внутренних установок их родителей. А также тех моделей поведения, которые приняты в семье. Например, мамы и папы, которые излишне строги и требовательны к себе, неосознанно переносят эти качества и проблемы на детей. Формируя таким образом «синдром отличника». При этом родители не всегда предъявляют к ребенку конкретные требования, не устанавливают правил. Но дети тонко чувствуют настроение окружающих, особенно родителей, поэтому интуитивно настраиваются на их волну.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСА
1. УМЕРЬТЕ СВОИ АМБИЦИИ
Взрослые должны постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Если у ребенка нереальные оценки в школе, возможно, он успешен в чем-то другом. Например, в спорте или хорошо рисует. Увлекается фотографией или пишет рассказы. Сделайте акцепт па сильных сторонах вашего чада. В жизни не все зависит от оценок в школе. Важно научить ребенка верить в себя, реализовывать задуманное, договариваться и общаться с другими людьми.
2. ВОСПИТЫВАЙТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОЦЕНКАМ
Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться всегда и везде, а не только в школе. Но нельзя, чтобы они определяли его представление о себе и влияли на настроение. Ваша задача убедить своего сына или дочь, что цените и любите их независимо от успехов в школе. Проявляйте свою заботу и поддержку при любых обстоятельствах. Дайте им понять: чтобы не случилось — вы всегда на их стороне.
3. НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
Когда вы в качестве примера нахваливаете и восхищаетесь другими детьми, а своего ребенка ругаете и добавляете «мог бы и лучше», то подрываете его уверенность в себе. Что он думает и чувствует? Родители в него не верят, сомневаются, он для них неудачник. Это больно и обидно, когда самые близкие люди не принимают тебя. Сам факт оценки травмирует психику ребенка. Вы провоцируете его соперничать с более сильными учениками, но это не всегда идет ему на пользу.
4. ДАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ
Ожидать, что ребенок не будет совершать ошибок и всегда оправдывать ваши ожидания — это значит быть жестоким по отношению к нему. И привить неверное представление о жизни. Разве вы знаете идеальных людей? Так почему же требуете такого поведения от своего ребенка? Объясните ему, что у него есть право на ошибку. Только делая свой выбор, он научится ответственности. Осознание этого поможет ему преодолеть страх и открыто говорить с вами о своих неудачах.
5. РАЗВИВАЙТЕ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВО ЮМОРА
Детям, которые остро реагируют на мнение окружающих, напомните, что они не обязаны быть идеальными. Живой непосредственный человек гораздо привлекательнее, чем тот, кто хочет всем понравиться и заслужить одобрение. Покажите своим примером, как вы справляетесь с трудностями и оценками других людей. Позитивный взгляд на мир, умение правильно расставлять приоритеты и легко отпускать ситуацию — важные навыки для жизни. Они точно пригодятся вашему ребенку.
Журнал Медицинский офис №250
Автор: Юлия Коробенко
Фото: Яндекс Картинки