0
Бывает, что ребенок категорически не хочет учиться — уроки не делает, в школу идет со скандалом, обратно приносит двойки. Это может открыться внезапно, когда он пошел во второй класс, в пятый или даже девятый. Что делать в таком случае родителям? Конечно, помочь преодолеть трудности. Но не нотациями типа «учиться нужно, если не хочешь мести улицы» — нужен другой подход. И чем раньше вы возьметесь за дело, тем лучше для всех.
Для уроков должно быть время и место
У ребенка должно быть свое рабочее место. Исключения, конечно, бывают, и из ребенка может вырасти гений, даже если он занимается на углу кухонного стола или на табуретке. Но только исключения! У школьника должен быть стол, предназначенный именно для него. Важно также приучить его заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела. Постарайтесь создать соответствующую атмосферу в доме во время его занятий: не включайте громко радио или телевизор, не увлекайтесь разговорами по телефону.
Но что,если с выполнением уроков возникают проблемы? Нужно четко установить время для подготовки: заниматься ребенок должен строго в одни и те же часы. Лишь чрезвычайные обстоятельства могут повлиять на смещение времени. Это особенно важно для таких детей, которые с трудом включаются в работу. Когда ребенок привыкнет к определенному времени, начальный этап вхождения в работу станет коротким и легким. Кстати, специально проведенными исследованиями доказано: у школьников, имеющих фиксированное время занятий, к соответствующему часу возникает состояние готовности к умственной работе.
Попытки заставить ребенка учиться с помощью угроз и наказаний желаемых результате принести не могут.
Вы — не учитель, учитель — не вы
Частая ошибка родителей — подменять функции учителя, копировать его действия. Доктор психологических наук Кирилл Бардин говорил, к примеру, что большую пользу родители принесут ребенку, если будут осуществлять «контроль по процессу, а не по продукту». Родители как раз делают наоборот. Они отправляют ребенка в его комнату и занимаются своими делами, а потом проверяют, верно ли сделал упражнения, выучил ли стихотворение. Это и есть типичный пример контроля по продукту. Родители делают то, что делает учитель, с одной лишь разницей: они не ставят оценку. Именно поэтому они и не знают, что примеры хоть и решены верно, но неправильным способом.
Помогайте по всем предметам
МатематикаВ чем может заключаться родительская помощь детям в изучении математики? Во-первых, вы можете помочь ребенку поверить в свои силы и способности. Во-вторых, проанализировав вместе с ним объем его знаний, выявить пробелы и помочь освоить то, что ребенок не знает.
ЧтениеЕсли есть трудности с чтением, чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте книги, фильмы и все интересные для него события. Играйте в игры, связанные с обсуждением и тренировкой его «внутренней речи». Он вас что-то спрашивает шепотом — вы отвечаете, затем меняетесь ролями. Получились ответы невпопад — смешно обоим. Чаще читайте ребенку вслух, даже если он уже научился читать сам, и не заставляйте читать насильно. Выбирайте ему книжки соответственно его вкусам, а не своим собственным.
Письмо
Если ваш ребенок — первоклассник и у него трудности с письмом, не мучьте его постоянным исправлением ошибок, это отобьет всякое желание продолжать учиться писать. Ребенку главное понять, что умение писать — приятный способ выражать свои мысли. Пусть первые самостоятельно написанные вашим отпрыском слова вызовут у вас радость и даже восторг. Развесьте его каракули на видном месте. Хвала и поощрение очень важны. Только так у него появится вера в себя и не исчезнет желание учиться дальше.
Как отбить охоту к учению
Вредные советы от детского психолога:
Если хотите навсегда отбить у своего ребенка желание учиться, то:
- заставляйте его часами и без отдыха сидеть над тетрадкой,
- не дробите домашнее задание на «порции», а заставляйте делать его целиком и сразу,
- почаще ругайте за несделанное, никогда не хвалите,
- отзывайтесь при нем о школе только плохо, не поддерживая ее авторитет.