0
В жизни ребёнка наступает момент, когда он начинает посещать детский сад. Малыш переживает, волнуются и родители. Ещё бы, ведь они должны принять всевозможные меры, чтобы подготовить маленького человечка к новому этапу жизни. В нашей статье вы найдёте ответы на самые тревожащие вопросы.
Практически для каждого ребёнка начало посещения детского сада — большой стресс. Даже для того, кто, казалось бы, ходит в детский сад с удовольствием. Ведь, как бы хорош ни был сад, пребывание в нём в корне меняет привычную жизнь малыша. Здесь всё иначе: другие люди, другие требования, обстановка, занятия, еда, распорядок дня… И главное — мамы целый день нет рядом. Даже мы, такие уверенные в себе взрослые, порой теряемся и испытываем психологический дискомфорт, когда приходим на новую работу, в новый коллектив, куда нам предстоит влиться. Представляете, как непросто маленькому человечку! Речь идёт о его самой первой в жизни «заботе» и самом первом коллективе. Но поскольку уже принято решение отдавать ребёнка в детский сад, то задача взрослых как следует подготовить кроху к новым условиям жизни, помочь ему как можно мягче и безболезненно адаптироваться. Оптимальным временем года для того, чтобы отдать ребёнка в садик, считается лето, а именно июль — август. В этот период организм наиболее насыщен витаминами, к тому же пока не наступил «сопливый» сезон, поэтому у ребёнка есть время безболезненно адаптироваться к детсадовскому режиму.
«В каком возрасте лучше всего отдавать ребёнка в сад?»Во многом это зависит оттого, готова ли сама мама отдать ребёнка в детский сад, есть ли в этом реальная необходимость. Если родители сами эмоционально не готовы оставлять малыша в группе, он обязательно почувствует вашу неуверенность и страх. Если вы не будете бояться разлуки с ребёнком, скорее всего, и он легче перенесёт её. Если говорить о медицинских канонах, то считается, что ребёнок наиболее подготовлен к детскому саду в 3,5-4 года. Но если ваш малыш отпраздновал свой третий день рождения, это не означает его автоматическую готовность к детскому саду. Все малыши разные, у каждого свой график роста и развития. Кроме того, многое зависит от стиля воспитания: приучали ли родители малыша к самостоятельности или же предпочитали всё делать за него, помогали ли крохе научиться общению со сверстниками, устраивая совместные игры, или гуляли в стороне от детей. А ведь нельзя сбрасывать со счетов и кризис 3-летнего возраста! Кто-то из малышей уже благополучно через него перешагнул, а кому-то ещё только-только предстоит испытать на прочность родительские нервы. Кризисный период — не лучшее время для новых начинаний. Словом, постарайтесь оценить степень готовности заранее, чтобы вы смогли уделить внимание «слабым звеньям» и восполнить возможные пробелы в развитии и воспитании. А может, и вовсе повременить с детским садом. Частые случаи заболеваний, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость — все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребёнка в детский сад или ясли.
«Что должен уметь ребёнок?»Для того чтобы маленький человечек чувствовал себя комфортно в детском саду, важно сформировать у него важные навыки, которые будут ему необходимы там, где поблизости нет мамы. И если ваш кроха по каким-то параметрам не дотягивает, постарайтесь в период подготовки к детскому саду уделить особое внимание «хромающим» умениям. Итак, самое главное — это обучение определённым навыкам самообслуживания.
Может ли ребёнок без посторонней помощи вымыть руки с мылом и умыться? Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли без труда сходить в туалет? Справляется ли с ложкой и вилкой за обедом?
Если на все вопросы вы честно ответили «да», волноваться не стоит. Даже если малыш собирается в ясельную группу, постарайтесь до начала посещения сада отучить ребёнка от вредных привычек — будь то сосание соски, пальца, бутылочки, засыпание под мамины укачивания. И к этому моменту хорошо бы решить вопрос с подгузниками: обычно их использование в садах не приветствуется, поэтому подружите малыша с горшком ещё дома. Но такие рекомендации не означают, что ребёнка не примут в ясли, если он, скажем, ещё не умеет снимать колготки или не слишком аккуратно ест. Один из главных плюсов сада в том, что, повторяя друг за другом, дети быстро учатся новому: с азартом уплетают кашу, которую не стали бы есть дома, справляются с застёжками на одежде, надевают шапки.
«Как ребенок переживает разлуку с мамой»Следующий важный момент – это умение отпускать маму. Без этого навыка привыкание к детскому саду превратится и для малыша, и для вас в сплошной кошмар. Не стоит рассчитывать, что, поплакав первую неделю, кроха быстро адаптируется к разлуке и станет провожать маму, радостно махая ей рукой вслед. Да, есть небольшой процент очень общительных и «легких» ребятишек, с которыми именно так все и произойдет. Но, скорее всего, кроха будет негативно воспринимать даже самый замечательный садик, из-за которого ему приходится на целый день расставаться с любимой мамой. Поэтому к моменту поступления в детский сад вы должны приучить малыша какое-то время обходиться без вас. Для этого можно походить на какие-нибудь развивающие занятия, где ребятишки занимаются без родителей, периодически оставлять малыша с бабушкой, няней, кем-то из родственников. Если кроха уже не раз сталкивался с тем, что после ухода мама обязательно возвращается, если он спокойно ее отпускает, вероятнее всего, серьезных проблем с моментом расставания с мамой в детском саду у вас не будет.
«Можно подготовить ребёнка к саду, чтобы он не болел?»Во-первых, требуется закаливание. Водой, солнцем и свежим воздухом, на котором маленьким детям необходимо проводить больше времени. Причём не просто гулять в одиночестве, но и активно контактировать с другими ребятишками. Это поможет детскому организму знакомиться и справляться с «чужими» бактериями. Водные развлечения тоже укрепляют здоровье. Купание в бассейне или открытом водоёме, контрастный душ, обливание ножек прохладной водой — всё это стимулирует развитие крепкого иммунитета. Кстати, детский иммунитет считается незрелым до 7 лет. Поэтому когда говорят: «В школу пошёл — болеть перестал», это значит, что иммунитет ребёнка, наконец, сформировался.
«Есть ли способы минимизировать психологический стресс?»Светлые радостные рассказы мамы о прелестях детского сада, пожалуй, самый лучший способ подготовить к нему малыша. Наполняйте рассказ интересными подробностями, описаниями игр и увлекательных занятий. Но, конечно, не обманывайте кроху, не обещайте того, что заведомо невыполнимо.
Очень важно, чтобы мама говорила искренне, чтобы в её голосе малыш не чувствовал сомнения, неуверенности. Если есть возможность, следует сходить на игровую площадку учреждения, познакомиться с воспитателем, посмотреть, какие красивые и интересные игрушки есть в группе. Такое пребывание в детском саду позволит ребёнку привыкнуть к новым обстоятельствам и сформировать интерес. Домашние игрушки уже наскучили, а те, что в садике, — новые, необычные. Поэтому у мальчиков, которые привыкли играть с машинками, вызовут интерес куклы и посудка, а у девочек — обилие техники.
Подогревайте интерес ребёнка рассказами о том, что в саду его будут ждать такие же мальчики и девочки, с которыми они обязательно станут друзьями. Покажите ребёнку, как делиться игрушками, как просить игрушку, как обращаться ко взрослым. Эти навыки пригодятся ему в группе детского сада буквально с первого дня. Общайтесь с воспитателями с уважением и доброжелательно. Ребёнок внимательно следит за вашими эмоциями, реакцией, поведением. Таким образом он относится к другим людям так, как вы относитесь к ним, он принимает ваше отношение. Поэтому, придя в детский сад впервые, ребёнок должен почувствовать и понять, что воспитатель — это «добрая тётя», потому что мама с ней приветлива, спокойна и доброжелательна.
Время стряхнуть пыль с архивов, где вы сами маленькие посетители детского сада. Посмотрите вместе со своим чадом видеозаписи утренников, пусть кроха знает, что мама когда- то в костюме лисички там танцевала. Это было весело, все смеялись и хлопали в ладоши. Покажите фотографии ребёнку и расскажите ему о своих детсадовских воспоминаниях.
«Сколько длится адаптация?»Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Хотя здесь не может быть чётких цифр и сроков, ведь многое зависит от ребёнка и ещё больше от воспитателя. Если малыша дружелюбно встретили, сумели заинтересовать его и показать, что в детском саду здорово и весело, то ребёнок быстрее привыкнет к новому для него миру. Не стоит приводить ребёнка в детский сад сразу на целый день. Оставьте его в группе сначала на полчаса, с каждым днём постепенно увеличивая время пребывания до 7-8 часов. Только не стоит затягивать этот период. Если ребёнка длительное время забирают в сончас, он уже точно не уснёт, а будет ждать прихода мамы. Кстати, по договорённости с администрацией маме может быть разрешено пребывание с ребёнком в саду для мягкого привыкания к новой обстановке.
«Почему адаптация может затягиваться?»Прежде всего надо понять, что каждый человек, в том числе и маленький, имеет индивидуальную степень выраженности потребностей. Есть люди, которые едят значительно меньше, чем другие, и не потому, что соблюдают диету, а потому, что потребность в пище у них не столь велика и насыщение наступает раньше. Тоже происходит и с потребностью в общении. У одних она сильнее, у других — слабее. И если взрослые могут из вежливости поддерживать неинтересный разговор, то дети, откровенно выражая свои чувства и мысли, просто перестанут общаться. При этом нужно иметь в виду, что на каждые 100 детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или длительное время просидевшие дома с мамой или бабушкой, часто болеющие малыши.
Склонность детей к частым болезням создаёт вокруг них атмосферу разобщённости, ведь прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, поскольку им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.
«Какой должен быть распорядок дня для ребенка»
В каждой семье свои устои, свой распорядок дня. И, скорее всего, этот распорядок будет отличаться от того, который принят в детском саду. Перестроиться мгновенно малыш не сможет. И чтобы облегчить период адаптации, начните приучать ребенка к новому режиму заранее и очень постепенно.
Прежде всего узнайте точный распорядок дня в выбранном детском саду: когда начинается завтрак, обед и полдник, во сколько малышей выводят на прогулку и укладывают спать. А затем начинайте планомерно приучать к нему сына или дочурку. Обратите внимание на то, когда малыш укладывается спать вечером и во сколько поднимается утром. Если раньше вы могли позволить крохе отправиться в постель достаточно поздно, а утром спать сколько вздумается, то теперь привычки придется менять. Но делать это необходимо постепенно, сдвигая время отхода ко сну каждый день всего на несколько минут. Ведь для того, чтобы кроха смог без проблем подняться рано утром в сад и при этом достаточно отдохнуть за ночь, ему нужно будет ложиться спать гораздо раньше.
Старайтесь кормить малыша всякий раз в одно и то же время, которое должно совпадать с расписанием детского сада. Обедают дети в саду, как правило, достаточно рано, в 12 часов дня. И если малыш привык дома обедать, скажем, в 2 часа, то в 12 он может еще недостаточно проголодаться, а потому станет отказываться от еды. Конечно, сдвигать время приема пищи нужно тоже постепенно.
Если раньше вы не укладывали малыша днем спать, желательно приучить его к дневному отдыху. Сначала просто ложитесь вместе с ним после обеда. Не говорите ему, что спать – укладывайте «просто полежать». Почитайте книжку, спойте колыбельную – глядишь, кроха и заснет. Если вы не приучите малыша спокойно полежать часик после обеда, ему будет достаточно сложно выдерживать тихий час в садике.
Питание ребенка в детском саду не должно сильно отличаться от домашнего!
Еще один важный момент – питание. Конечно, дома вы можете готовить любую пищу в угоду малышу, но в детском саду никто этим заниматься не будет. Дело не в том, что в саду готовят невкусно. Возможно, даже очень вкусно! Просто новые блюда и другая рецептура могут быть для ребенка непривычны. Многие дети очень консервативны и ко всему новому могут относиться негативно. Перепишите себе недельное меню детского сада, узнайте у воспитательницы, какие блюда здесь подают чаще других и, по возможности, старайтесь время от времени их готовить. Не беда, если ваша свекольная икра будет немного отличаться от «садиковой». Все равно малыш познакомится с этим блюдом, привыкнет к нему в вашем исполнении, и уже за обедом в саду оно не вызовет недовольства.
5 СТРОГИХ НЕЛЬЗЯ
- Менять режим дня ребёнка в выходные дни. Если в будни вы встаёте около 6 часов утра, чтобы я успеть отвезти малыша в группу, то в субботу и воскресенье не стоит позволять ему спать до обеда — такие перепады не пойдут на пользу.
- Запугивать детским садом. «Оставлю тебя тут на ночь, если продолжишь капризничать», «Будешь так себя вести, в субботу не в парк поедем, а в детсад тебя отведу» — после таких фраз у ребёнка вряд ли появится тяга к месту, которым его пытаются запугать.
- Кутать. Иногда родители кутают детей в одежду, надеясь таким образом уберечь их здоровье, но добиваются обратного — малышам становится некомфортно, они потеют и быстрее простужаются. А любые неприятные ощущения во время посещения детсада формируют у ребёнка негативное отношение к нему.
- Ругать воспитателей. Нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствии ребёнка сформируют отрицательное отношение к саду. Поэтому обсуждайте такие вещи наедине со взрослыми.
- Драматизировать. Маленькие дети, встречая маму в конце дня, не всегда могут выразить свои эмоций словами, все чувства у них — и негативные, и позитивные — находят выход через слёзы. Ребёнок плачет, потому что скучал по маме и очень рад её видеть, а она в начинает волноваться и испуганно спрашивает: «Тебе плохо, тебя обижали?». Малыш на любой мамин вопрос ответит «да», начнёт плакать ещё сильнее. Получается, родители, сами того не желая, формируют у ребёнка негативные эмоции. А нужно, наоборот, акцентировать внимание на том, что хорошее произошло в течение дня.