Если в советское время никому и в голову прийти не могло, что подъезд в доме может запираться, то сейчас подъезд без домофона уже выглядит как архаизм.
Причем, только установив в подъезде домофон, компания тут же выставляет жильцам квитанции на оплату.
Вопросов по поводу оплаты домофона возникает всегда много, в связи с чем на правительственном уровне было издано несколько официальных разъяснений по этому поводу, что привело к некой определенности.
С учетом этого, разберемся, насколько же законно взимают с нас плату за домофон.
Как известно, все имущество многоквартирного дома делится на две части: личное имущество собственников помещений и общее имущество дома.
Определение общего имущества многоквартирного дома приводится в правительственном постановлении, которое определяет порядок управления им (от 13 августа 2006 г. №491).
Так, общим имуществом признается любое оборудование, которое предназначено для обслуживания двух и более помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме.
Поскольку домофон представляет собой техническое устройство для обеспечения доступа к электронному замку на подъезде из каждой квартиры, то он вполне соответствует указанным признакам общедомового имущества, а следовательно, относится именно к этой категории.
Содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме занимается управляющая компания (или иная организация, выбранная собственниками для управления домом) на основании заключенного с жильцами договора управления домом.
В этом договоре подробно прописываются те виды работ и услуг, которые управляющая компания обязуется оказывать в рамках содержания и ремонта общедомового имущества, а также приводится его полный перечень.
Таким образом, правомерность выставления отдельной платы жильцам за домофон зависит от следующих условий:
1) Включена ли услуга по техническому обслуживанию домофона в договор с управляющей компанией.
Если да, то отдельно оплачивать домофон жильцы не обязаны – стоимость этой услуги уже входит в графу «содержание и текущий ремонт общедомового имущества».
2) Если техническое обслуживание домофона не предусмотрено договором управления домом, то вопрос об установлении платы за него должен решаться на общем собрании собственников, т.к. он связан с использованием общего имущества.
Решение принимается простым большинством голосов от присутствующих на собрании собственников.
При принятии положительного решения собственники могут пойти по двум вариантам: заключить договор с домофонной компанией либо через управляющую компанию, либо самостоятельно, от своего имени, уполномочив на подписание одного из собственников.
В таком случае тарифы на обслуживание домофона, порядок внесения платежей, а также периодичность проверок технического состояния и ремонта домофона прописываются в этом договоре.
Поэтому при наличии решения общего собрания собственников и отдельного договора с домофонной компанией плата за домофон может выставляться как в виде отдельной строки в квитанции, так и в виде отдельного счета.
Должен ли собственник платить за домофон, если у него в квартире нет трубки?
В том случае, если было решение собственников об установлении платы за домофон, абонентскую плату вносить все равно придется, т.к. собственники несут расходы на содержание общего имущества дома, к коему относится и домофон.
Однако абонентскую плату обязаны все же снизить по заявлению жильца, поскольку услугой в полной мере он не пользуется.
Кроме того, компания не вправе забирать у него электронный ключ от подъездной двери, т.к. собственник имеет право беспрепятственного доступа к своему жилью.
Должны ли жильцы отдельно оплачивать ремонт домофона?
Если жильцы платят абонентскую плату за обслуживание домофона, то туда уже входит стоимость ремонтных работ.
А вот вопрос с отдельной оплатой ремонта домофонной трубки решается уже в зависимости от условий договора: если там указано, что абонентская плата включает также и ремонт поквартирных трубок, то платить не нужно.