Измените личный сценарий и чаще говорите «нет».
У каждого из нас был этот пугающий разговор. С начальником, любимым человеком, соседом или сыном‑подростком — вы точно знаете, о каком разговоре идёт речь. Вы откладывали его до последнего, но больше так продолжаться не могло. Как бы ни было страшно, однажды наступал момент поговорить начистоту.
Все мы хотя бы раз в жизни испытывали страх конфронтации. Конечно, тревога перед важным и сложным разговором абсолютно естественна. Однако если она настолько сильна, что каждый раз мешает выражать своё мнение, пора что‑то менять.
Как преодолеть страх конфронтации
1. Изменить личный сценарий
Начните с определения самого слова «конфронтация». Какой смысл вы в него вкладываете? Возможно, для вас это проявление агрессии, и вы относитесь к ней как к битве, в которой может быть только один победитель. Или ваш прошлый опыт научил вас тому, что любой конфронтации следует избегать, потому что она заканчивается болью, обидой и сожалением.
На самом деле конфронтация по своей сути — это всего лишь разность мнений и идей, а ожидание её катастрофических последствий — это наше собственное самосбывающееся пророчество. Попробуйте посмотреть на неё с позитивной стороны. Когда вы измените сценарий в своей голове, преодолеть беспокойство будет легче.
Страх конфронтации рождается в нас, когда мы относимся к ней не как к уважительным дебатам, а как к эмоциональной склоке, которая точно выйдет из‑под контроля и неизбежно закончится тем, что один выиграет, а другой проиграет. Как только вы поймёте, что разные мнения необязательно приводят к уродливой ругани, то сможете смелее объяснять свою точку зрения.
Поэтому в следующий раз, когда вам предстоит разговаривать с другим человеком или группой людей, остановитесь и проанализируйте своё понимание ситуации. Убедитесь, что вы вступаете в диалог без негатива. Настрой всегда влияет на результат разговора.
2. Научиться «раскачивать лодку» с удовольствием
После того, как вы переосмыслите, что такое конфронтация, разрешите себе насладиться «раскачиванием лодки».
Единственный способ получить желаемое — просить и верить в то, что это необходимо. Конечно, вы не можете контролировать реакцию и поступки другого человека. Однако вы также не можете получить то, о чём не просите. Пока вы будете продолжать делать то, что делаете, вы продолжите получать то, что получали.
Попробуйте относиться к конфронтации с большей беззаботностью и юмором. Смех поднимает настроение, снимает стресс и помогает наладить контакт с окружающими, а значит, беседа точно заладится.
3. Избавиться от желания всем угодить
Страх конфронтации обычно связан с самим человеком, а не с другими людьми. Если вами руководит внутреннее желание всегда угождать окружающим, вы будете избегать конфликтов. Как правило, такая установка идёт из детства, когда хочется понравиться всем вокруг, чтобы заслужить одобрение.
Более того, если мы растём в пренебрежительной и излишне критичной среде, нам тяжело отстаивать свою позицию. Мы учимся тому, что молчать и не высовываться гораздо безопаснее. Но так было в детстве, а мы уже давно взрослые и сознательные люди. Пора подбодрить своего внутреннего ребёнка и сказать ему, что его мнение и мысли имеют значение.
Попробуйте намеренно разочаровывать окружающих. Звучит немного безумно, но это работает. Начните с ситуаций, когда ставки не слишком высоки, например ответьте решительным «нет» на просьбу о мелкой услуге, даже если можете её оказать.
Умение говорить «нет» вообще способно изменить жизнь к лучшему. Это простое слово помогает обозначать личные границы и таким образом заботиться о себе. Чем чаще вы будете встречать уважение к вашим взглядам и желаниям, когда произносите «нет», тем легче вам будет выражать своё мнение.
Скажем, любимый человек попросил вас зайти в магазин по дороге домой и купить его любимые сладости. Вам нетрудно это сделать. Но вместо «да» скажите: «К сожалению, я не смогу». Не объясняйте почему, если не хотите врать и придумывать причину.
Сначала сама мысль о том, что вы не станете угождать кому‑то, может вас напугать. Но с практикой вы обретёте внутреннюю силу, поймёте, что другие люди принимают ваши ответы, начнёте относиться к конфронтации гораздо спокойнее и найдёте в себе мужество высказывать свою точку зрения.
О чём нужно помнить во время конфронтации
Правильно задавать вопросы
Когда спрашиваете о чём‑то, проявляйте любознательность, а не обвиняйте оппонента. Постарайтесь не только слушать, но и слышать другого человека. Взгляните на ситуацию с его стороны. Возможно, вы заметите, что случайно упустили что‑то важное.
Не делить всё на чёрное и белое
Учитывайте, что ваш оппонент так же, как и вы, пытается понять противоположную точку зрения. Сохраняйте терпение, даже если у него это не получается. Не будьте слишком категоричны: ваша главная задача — понять друг друга и наладить конструктивный диалог.
Находить общее с оппонентом
Вспомните что‑то, по поводу чего ваши мнения сходятся или над чем вы можете посмеяться вместе. Как бы мы ни спорили с окружающими, у нас гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Давать слово каждому
Есть ещё один метод, который хорошо работает при конфронтации, — позволить всем свободно высказывать своё мнение, не перебивая. Сначала один говорит, а другой слушает и потом своими словами рассказывает, что понял из услышанного. Если интерпретация верна, наступает его очередь объяснять свою точку зрения, которую резюмирует оппонент.
Такая техника помогает проследить, где именно возникает недопонимание, и разрешить все недоразумения, пока они не переросли в серьёзный конфликт.