Обклеивать холодильник фотографиями толстяков и толстушек, чтобы лишний раз в него не заглядывать, — плохая идея. Такие картинки разжигают аппетит и заставляют нас есть больше.
По крайней мере, об этом говорят исследователи Маргарет Кемпбелл и Джина Мор из Университета Колорадо. Они провели целое исследование того, как на наш аппетит влияют изображения людей с лишним весом.
В первой части эксперимента людей разного возраста, веса и пола просили оценить фотографию. Одним показывали фото толстой женщины, другим — женщины с нормальным весом, третьим — фото лампы. После этого респондентов угощали конфетами. Те, кто рассматривали «толстое» изображение, брали больше сладостей (2-3 конфеты), чем те, кому выпало смотреть на «стройную» картинку или на лампу (1-2).
Во второй части исследования добровольцам сначала показывали картинки полных, стройных людей или нейтральные образы, к примеру, дерево. Потом просили попробовать печенье. Эффект был тот же, что и с конфетами. На выпечку налегали участники, которым показывали фотографию полного человека.
Вывод: стереотипы влияют на наше поведение гораздо сильнее, чем мы думаем. «Если показать одной группе студентов фото университетского профессора, а другой — супермодели и потом провести экзамен, результаты в первой группе будут заметно выше, чем во второй», — приводят наглядный пример авторы исследования Кемпбелл и Мор. То есть, при виде определенных типажей человек непроизвольно начинает их копировать. Поэтому и фотографии толстяков разжигают аппетит.
Я согласна, что мы подвержены стереотипам и стараемся не выбиваться из общепринятых стандартов. Но чтобы аппетит повышался от одного взгляда на фото полного человека?!
«Полученные результаты можно объяснить по-разному,— считает Виталина Бурова, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт. — На мой взгляд, просмотр фотографий полных людей повысит аппетит только у тех, кто сам имеет лишний вес. Мозг получает «разрешение»: можно быть таким же, как люди на фотографиях (толстым), и не ограничивать себя в еде. А вот те, у кого проблем с весом (и, соответственно, с контролем калорий) нет, съедят ровно столько же, сколько бы съели и не просматривая подобные фото».
Алла Погожева, доктор медицинских наук, профессор НИИ питания РАМН, уже тридцать лет общается с полными пациентами. Говорит, что вид полных людей, наоборот, заставляет ее и коллег-диетологов строже следить за собственным весом.
«Я стараюсь контролировать свое питание, — говорит она. — Худела только один раз в жизни, в седьмом классе, сбросила десять лишних кг. Хотя мне было 12 лет, интуитивно выбрала правильный метод — просто исключила сладости. С возрастом, конечно, держать форму сложнее, но когда видишь, к каким последствиям приводит неправильное питание и каких усилий стоит человеку похудеть, — по-моему, это лучшая мотивация. Кроме того, я считаю, что толстый диетолог — это как сапожник без сапог. Разве можно убедить кого-то худеть, если сам не справился с задачей?»
Кстати, в исследовании есть важный нюанс: если участникам демонстрировали фото не просто толстушки, а толстушки за едой, аппетит заметно снижался. «В первом случае связь между лишним весом и перееданием не очевидна, — объясняют исследователи. — Во втором — она более чем наглядна, и это притупляет аппетит».
Также аппетит пропадал, если участников просили перед дегустацией перечислить на бумаге, каких целей в питании и фитнесе они хотели бы добиться. Почаще напоминать себе об этом — главный совет исследователей всем, кому трудно сдерживать свой аппетит.