Гивер Тулли — основатель Ремесленной школы, где дети сами строят американские горки, веревочные мосты и трехэтажные дома на деревьях. Гивер считает, что родители должны разрешать детям делать то, что считается опасным. И вот почему.
По профессии я программист, но еще я основал Ремесленную школу. Это летняя программа, цель которой — помочь детям узнать, как смастерить некоторые вещи. Мы делаем много разных вещей, и я даю слесарные инструменты второклассникам. Из Ремесленной школы дети возвращаются домой в синяках и царапинах.
Мне кажется, мы живем в мире с очень строгими правилами детской безопасности. И нет предела тому, какими безумными они могут быть. Мы наносим предупреждения об опасности на все, на каждый кусок пластиковой пленки, произведенной в США или для продажи в США.
Мы пишем предупреждения на кофейных чашках о том, что содержимое может быть горячим. И думаем, что любой предмет острее мячика для гольфа слишком опасен для детей младше 10 лет.
Когда это прекратится? Когда мы сглаживаем все углы и прячем все острые предметы, дети, в первый раз столкнувшись с чем-то, не сделанным из мягкого пластика, действительно могут поранить себя.
Границы безопасного пространства становятся меньше и меньше, мы не даем своим детям возможности научиться взаимодействовать с окружающим миром. И, несмотря на наши усилия, дети все равно могут заняться чем-нибудь поопаснее, где бы они ни находились.
Так что эта лекция будет посвящена на самом деле безопасности. Что мы можем сделать, чтобы вырастить своих детей творческими, уверенными в себе и способными контролировать происходящее вокруг?
Вот пять опасных занятий, которые нужно позволить своему ребенку.
Играть с огнем
Научиться контролировать огонь — очень важный момент в жизни любого ребенка. Эта тайна откроется только тем, у кого есть возможность поиграть с ней.
Играя с огнем, дети узнают основные его свойства: как он разгорается, горит и потухает. Зная эти принципы, человек может без проблем контролировать пламя.
Играть с перочинным ножиком
Перочинные ножи перестают быть частью нашей культуры, что я считаю ужасным. Первый перочинный ножик — это первый универсальный инструмент. Это и шпатель, и монтажка, и отвертка, и лезвие. Это могущественный инструмент, он наделяет силой.
Во многих культурах, как только ребенок начинает ходить, ему дарят нож.
Дети-эскимосы, например, ножами режут китовый жир. Впервые я узнал об этом из одного канадского фильма, когда мне было 10 лет. Тогда дети, играющие с ножами, произвели огромное впечатление.
Это показывает, что дети могут безопасно пользоваться инструментом в очень юном возрасте. Они усваивают такие простые правила, как: всегда режь от себя, лезвие должно быть острым, никогда не режь с силой.
Все это дети понимают и могут применять на практике. Да, они наверняка порежутся. У меня на ногах есть несколько ужасных шрамов от порезов. Но знаете, у молодых все быстро заживает. (Смех)
Метать копье
Оказывается, наш мозг просто создан для кидания предметов.
Если вы не используете свои мышцы долгое время, они постепенно атрофируются. Но когда вы тренируете их, это укрепляет весь ваш организм. То же самое можно сказать о мозге: его нужно тренировать.
Метание предметов способствует активизации лобной и теменной долей мозга.
Эти участки отвечают за остроту зрения, трехмерное восприятие пространства и способность решать структурные задачи. Так развивается чутье, формируется навык визуализации и способность прогнозировать.
Занимаясь метанием, мы используем свои аналитические и физические способности, так что это помогает тренировать все наше тело. Дети учатся концентрировать внимание. Так что это очень полезно.
Разбирать аппаратуру на запчасти
Ваша посудомоечная машина — целый мир увлекательных деталей. Впредь не выбрасывайте устаревшую технику. Лучше разберите ее вместе с вашим ребенком.
Для этого не обязательно разбираться в технике. Размышляя над тем, для чего какая деталь нужна, ребенок может поверить в то, что ему под силу любая задача, даже самая сложная. Разобравшись в деталях, дети способны понять и весь механизм. Это дает ощущение понимания, познаваемости вещей.
Нарушать правила
Нарушайте закон о защите авторских прав в цифровую эпоху. (Смех)
Помимо норм безопасности есть законы, которые ограничивают нас в использовании вещей, принадлежащих нам, — например, цифровых носителей. Все очень просто: купите песню на ITunes, запишите ее на CD, затем конвертируйте файл в MP3 формат и прослушайте на вашем компьютере. Вот вы и нарушили закон.
Формально Американская ассоциация звукозаписи может подать на вас в суд. Поэтому очень важно объяснить детям, что некоторые из законов могут быть нарушены случайно. И об этом мы часто говорим с детьми в Ремесленной школе в то время, как с чем-то возимся, вскрываем, разбираем, используем для разных целей.
То же самое с вождением машины. Сядьте за руль вместе со своим чадом. Это очень важный шаг для ребенка. Он начинает интересоваться машинами примерно в том же возрасте, когда поглощен такими темами, как динозавры, всеми таинственными явлениями внешнего мира, которые непременно хочется взять под контроль. И вождение автомобиля как будто бы дает ему возможность управлять миром так, как ему редко удается, к чему его редко допускают.
Поэтому найдите пустой участок, убедитесь, что на нем ничего нет и он в частной собственности, и дайте детям поводить вашу машину. Это достаточно безопасно.
Источник