Гнев пользователей интернета обрушился на учительницу из Воронежа, которая зачем-то пересказала четвероклассникам все существующие стереотипы о традиционных семьях и разведенных. Мать водит в дом мужчин, отец увлечен новой семьей, ребенок брошен. Справедливым ли было возмущение?
Если бы беда была в одной конкретной учительнице, которая оказалась вынуждена оставить свое место работы! Разве только она живет во власти странных представлений о «разведенках с прицепом», которые мечтают найти ребенку «нового папу», обеспечивающего ее и «потомство чужого самца»?
Чтобы осознать масштаб катастрофы, очевидно, надо побыть той самой «разведенкой» — иначе никак. Восемь лет назад мы разошлись с отцом дочери, оставшись родителями и друзьями. В ее детском альбоме будут наши совместные фотографии. И, несмотря на то, что я не люблю готовить и неважно чищу картошку, она, несомненно, видела пример взаимного уважения двух самых главных в ее жизни взрослых. У нас все было хорошо, а вот 99% моих знакомых вели себя, как скучающая бабушка у подъезда, учительница из Воронежа или диванный эксперт по отношениям, который едва успевает переквалифицироваться из политолога в вирусолога, из вирусолога в психолога и обратно.
Например, я помню мужчину, который буквально на второй день знакомства, купаясь в лучах собственного великодушия, сообщил, что, так и быть, готов меня взять прямо и с ребенком. Таков уж он, добрая душа.
Может, 25-летняя я и «товар не первой свежести», но ничего, зато всю жизнь буду ему благодарна!
Наверное, ему тоже представлялась эта полная благолепия картина: чистка картошки, «дарящий мужское внимание» папа… По крайней мере, он очень оскорбился отказом. Так, словно ситуация, когда в семье «все на ней висит», возможна только вне брака, а про мужа — диванную подушку никто отродясь не слышал.
Мой разведенный друг тоже натерпелся от родственников. Ничего, что его жена полюбила другого человека. Как он посмел бросить ребенка и уйти из семьи? Надо было оставаться в их двухкомнатной квартире кукушкиным птенцом чужой любви, но ни в коем случае не бросать свою кровиночку. Жить следовало, как в фильме «Покровские ворота», «не для радости, а для совести». Или вообще вызвать соперника на дуэль и «поступить по-мужски» — заставить жену любить его обратно, ведь именно так это и работает. То, что двое взрослых смогли с честью выйти из трудной (а главное, не касающейся посторонних) ситуации и бережно отнестись к ребенку, никак не укладывалось ни у кого в голове. В смысле расстались спокойно? Зря, что ли, бабушки растили вас на бразильских сериалах? Неблагодарные!
Говорят, что четвероклассники плакали после такого урока. Многие воспитываются в семьях, где родители разведены. Учитель, этот мудрый Оракул, который знает правила правописания и деления на ноль, не может ошибаться. Опьяненный авторитетом взрослого ребенок еще не понимает, что «полная семья» — не панацея от детских истерик. Что заброшенный ребенок и вереница взаимных претензий может быть и в формальной семье (или никто не смотрел «Нелюбовь» Звягинцева?). А спокойная комфортная для ребенка обстановка, отношения, полные уважения и теплоты, бывают у разведенных родителей.
Скажу совсем уж невероятное: новая жена отца может прекрасно относиться к ребенку и стать ему другом. Мама может не хотеть прилипать к тысяче новых мужей. Потому что нет никаких «всех разведенных» и «каждой полной семьи».
Есть человеческая жизнь, трудная и не всегда лишенная грусти, трагедии распада семьи, нелегких попыток построить новую жизнь. Этой жизнью живем мы, а не абстрактные семьи из рекламы майонеза. Готовить детей стоит не к своим представлениям о прекрасном, а к реальности, в которой картошку не грех почистить и папе, например, а разведенные мужчина и женщина вполне могут остаться родителями своему ребенку. Семьи, «сохраненные ради детей», так же способны нанести травмы, как и развод. А ужасно ценное мнение одного авторитетного взрослого может свести на нет годовую работу психолога, который внушал ребенку «мама и папа развелись, но они по-прежнему тебя любят». За деньги тех самых разведенных родителей, между прочим. Давайте уважать чужой труд.