«Давно прошли те времена, когда я всем рассказывала, что надо жить по Типикону, хозяйство вести по Домострою, а джинсы — главный враг православия», — думала я. А потом дважды убедилась, что это не так.
Самое интересное в жизни — наблюдать, как действуют духовные законы. Не всегда это радостно. Бог есть Любовь, но и пожинать плоды своих ошибок приходится — зла, обид, которые нанесли людям, гордыни, осуждения, сребролюбия. А бывает, что Господь по своей любви хочет нас от более серьезного «пожинания плодов» оградить. И учит нас, так сказать, «не отходя от кассы».
Мы же воспитываем своих детей:
— Нельзя так делать! Лучше сейчас это пойми, чем потом во что-то серьезное вляпаешься.
Правда, не всегда это действует. Чаще — нет. Но так уж устроен человек. Наступать на грабли — наше все! Но мы же не сдаемся, воспитываем. Так же и Бог, я думаю.
Бережет честь смолоду и штрафов не имеет
Вот и мне недавно Господь показал действие духовных законов, как они есть. Пожурил, не отходя от кассы. А дело было так…
Написала я на один интернет-портал статью о посте. Разные забавные и не очень истории. О своем неофитстве и маниакальном голодании, которое за говение принимала. О том, как родных доставала своей духовностью… Что теперь-то я молодец, все знаю и понимаю. Ну и о разных моих знакомых.
Была среди моих героев девушка, которая съела в пост куриный бульон. А батюшка ее похвалил. Но там, правда, были на то причины. Соседку девушки ограбили, и она ей всю свою стипендию отдала. А у самой дома из еды только курица осталась. Вот она с голодухи и нарушила пост.
Написала я ту статью и забыла. Потом зачем-то полезла комментарии читать, а один — прямо огонь! Ну так мне тогда показалось.
Суть его была в том, что незнакомый человек ту мою героиню не понял. И сам скорее умер бы, но в пост курицу никогда бы не съел.
Только если бы оказался на острове, где ни травинки и только птицы в гнездах.
«Курицы вообще-то не в гнездах живут», — подумала я тогда. Но не в этом дело.
Дальше мужчина этот подробно рассказал свою биографию. Что сам он постится по Типикону, живет по заповедям и соблюдает законы Российской Федерации, смолоду бережет честь, приводов в милицию и штрафов не имеет и с каждой заработанной копейки исправно платит налоги. И рад, что у него все строжайше соблюдено. Ну и так далее.
Я сначала решила, что это шутка такая, самоирония. Потому что все это было написано в духе хорошей русской сатиры — прекрасным языком. Гоголь, как он есть. Но когда почитала другие комментарии этого человека, поняла — нет, не шутит. Не Гоголь.
Ну и выложила я его комментарий у себя в соцсети. Очень уж необычным и ярким он мне показался. Без имен, конечно. Но я и не знаю, кто это писал.
Прошли те времена, когда меня пучило от благочестия
Ну и понеслось обсуждение — прав он или не прав. В том, что так жить правильно — без сомнения. Но вот так хвалиться… И хвалится ли он, или человек простой и искренний. Про мытаря и фарисея. Про «в чем кого осудишь…», и стоит только ударить себя в грудь, как тут же что-то и исполнишь. Свои истории на эту тему люди рассказывали.
Насчет «в чем кого осудишь» и «ударить в грудь и исполнить» — это моя вечная история. Но, во-первых, я не судила, а просто выложила яркий комментарий. Так я сама себя пыталась убедить.
Что уж греха таить, осуждала, конечно, но признаться в этом не хотела.
Хотя совсем его не знаю и, может, правда человек простой и искренний.
«В чем-чем, а в книжничестве я давно уже не замечена, — думала я. — И вряд ли уже когда-нибудь именно в этом «побуду»… Давно уже прошли те времена, когда меня пучило от собственного благочестия. И я рассказывала каждому встречному-поперечному, что надо жить по Типикону, хозяйство вести по Домострою, а джинсы — главный враг православия. Так что во что-то другое впаду, конечно, а в это уже нет. Побеждена страсть!»
И с этими мыслями в тот же день я поехала в Покровский монастырь к Матроне Московской. Приложилась к мощам, благо народу было мало, помолилась на службе и пошла в местную трапезную. Какое паломничество без еды…
Взяла себе всякого постного, и тут меня кто-то окликнул:
— Лена, сколько лет, сколько зим!
Поворачиваюсь, моя давняя знакомая. Она когда-то ходила в наш храм, а потом переехала.
«Ну что, Лена?» — сказал Господь
Оплатила я свои покупки и подсела к ней за столик. Смотрю краем глаза, а у женщины на ее подносе — молочное.
Я смолчала, конечно, говорю же — в фарисействе давно не замечена. А она мой взгляд, видимо, перехватила и начала оправдываться:
— Желудок что-то барахлит. Батюшка мой, конечно, молочное в пост не одобряет, но мне плохо очень без молочного.
Я понимающе покивала. Говорю же — не фарисей. А женщина продолжала:
— Я и причаститься давно не могу. Три положенных дня без кефира не выдерживаю. Да если бы и выдержала… Если я утром сразу после сна воды не выпью, то у меня желчь сразу идет. А надо же натощак…
— Ну раз в месяц можно же и потерпеть, — вырвалось у меня.
Женщина начала спорить, что даже раз в месяц ей по здоровью сложно и невозможно.
И тут меня вдруг понесло. Откуда что взялось…
— А вы помолитесь и идите. В конце концов, здоровье Господь дает, а не вода… Вот у меня во время беременностей так же было. И ничего, терпела. Плохо было, но терпела.
— Ну наверное, вы просто сильнее, — вздохнула моя собеседница.
— А предки наши! — несло меня. — По Типикону постились и здоровы были. Даже дети оскоромиться боялись… А монахи сейчас?… Ну молочное, ладно, хотя сейчас много постных продуктов есть полезных. Но не причащаться из-за воды! Так и до беды недалеко…
Женщина виновато смотрела на меня, а я рассказывала про то, как я сама рада постам. И как здорово, когда ничего не нарушила.
И тут у меня пикнул телефон. Я посмотрела на экран — пришло уведомление. Кто-то прокомментировал мой пост. Я открыла ВК…
«Сам я пощусь по Типикону…» Так, стоп! Не я ли недавно забавлялась этим «Типиконом»? Не прошло и нескольких часов…
«Ну что, Лена, что-что, а в этом ты точно уже не «побудешь»? Ну-ну», — сказал, улыбнувшись, Господь.
«А улыбались чего?»
Но это было еще не все. Наверное, Бог подумал, что этого случая для меня мало, и решил закрепить материал на тему осуждения.
Внутренне сокрушаясь о том, что случилось, ехала я из монастыря домой на метро. Перехожу с одной ветки на другую и замечаю какого-то молодого парня — жгучего брюнета. Идет он чуть в стороне, смотрит на меня и улыбается.
Мне почему-то улыбка его не понравилась. Как будто злоумышляет что-то. Тут как раз эскалатор. Народ толпой на него хлынул — час пик.
Парень этот чуть ускорился и прямо бок о бок со мной оказался. И опять улыбается.
«Ну вряд ли он лыбится, потому что заигрывает, — подумала я. — Старовата я для него. Точно — злоумышляет. Может, ограбить хочет? Точно! Ограбить!»
А у меня на плече как раз со стороны этого парня сумка висела. Большая такая — черная и мягкая. Туда все, что только можно, помещается.
Опустила я руку, чтобы сумку от «грабителя» защитить, а она открыта уже!
Я на парня страшными глазами смотрю, мол: «Совсем оборзел!» И руку из сумки не вынимаю. А у него самого глаза еще страшнее. И то на меня, то в сторону сумки. И за руку меня еще хватает.
— Мужчина, я полицию позову, — говорю.
А у него глаза вообще на лоб вылезли от такого заявления.
— Пугает! — думаю…
Я руку свою из его руки выдернуть пытаюсь, смотрю на нее, а она… в сумке, которая у парня на плече висит. Не в моей! Близко стояли, я и не заметила, куда сунула. Думала — в свою, ан нет. В его! И полицией еще грозила. Вот у него глаза на лоб и полезли.
Извинялась я слезно! Но он быстро понял, что это правда случайность была.
— А улыбались чего? — спрашиваю.
— Так у меня сын сегодня родился! Первенец! Я не вам, я вообще…
А я: «Грабитель! Злоумышляет!» И тут же сама в его сумку и влезла.
Да, очень интересно наблюдать, как действуют духовные законы. И, правда, «в чем кого осудишь, в том и сам побудешь». Закрепил Господь! Интересно — надолго ли?..
А комментатор тот… Может, и правда человек добрый, простой и бесхитростный. И рада я, что у него все в жизни хорошо.