0
Вспомните тот волнующий день, когда появился на свет ваш малыш? Как тогда всматривались в его махонькое личико и изумленные глазки, ощущая, что целиком и полностью он зависит от вас. С тех самых пор, как продюсеры кинофильма под наименованием «успешная личность», — вы направляете и руководите, обеспечивая жадный к активности и энергии мозг крохи тем, к чему он так тянется – впечатлениями.
Разумеется, значимы и важны не только первые минуты, годы жизни, однако ранние впечатления и ранний опыт действительно закладывают азбуку развития личности. Любые каждодневные действия и нетрудные задачи, с какими вы помогаете справляться крошечному человечку, прямым образом действуют на то, сможет ли совершенствовать умственные способности, сбережет ли он свою врожденную любознательность, будет ли стойко чувствовать себя в будущих ситуациях. Короче говоря, первоначальные несколько лет жизни – это вероятность для вас помочь малышу стать тем, кем он хочет стать.
Подобная ответственность за будущее ребёнка может напугать и ввергнуть молодых родителей в путы растерянности. Психологи успокаивают: мозг малыша развивает любой интерес к нему. Обняли ребёнка на ночь? Прочитали сказку? Показали машину на дороге? Все это понуждает мозг отшлифовывать информацию, а значит, созревать. Но, конечно, существенное значение в деле формирования малыша играют и особые занятия, среди них на первых местах стоит развитие мелкой моторики рук дошкольников.
В прошлом столетии знаменитая ныне Мария Монтессори заметила отношение между развитием мелких движений руки, а также речью детей. Она доказала, что если не все в порядке с речью, в этом скорее всего виновата мелкая моторика. Позже биологами было определено, что в мозге человека области, отвечающие за движения пальцев рук, речь расположены весьма близко. Когда мы развиваем моторику, этим самым активизируем также соседние зоны мозга, которые отвечают за речь. Вот поэтому детские педагоги и психологи так настойчиво рекомендуют родителям ребят с задержкой развития речи играть в развивающие игры как можно чаще.
«Как обычно развивается мелкая моторика? С двух — трехлетками мы играем в сороку-ворону, перебираем различные крупы, игры-шнуровки», — делится собственным опытом один из психологов детского центра, работающих по методике Монтессори. «Детей постарше обучаем застегивать и расстегивать пуговки, раскрашивать картинки по контуру, завязывать шнурки. Даже ведь если все в порядке с речью, мелкая моторика, тем не менее, может быть не развита».
Если в четыре года ребенок застегнуть пуговицы не может, а в пять лет из пластилина кроме колбасок ничего, не лепится, соответственно в шесть лет пришивание пуговицы это непосильная задача, значит, следует бить тревогу. Поскольку развитие мелкой моторики у дошкольников – это важнейший этап при обучении письму, и сборах к школе.
Все-таки, если вы не желаете проблем с задержкой речи у трехлетки или, письмом у первоклассника, соответствующие развивающие занятия начинать надо раньше, буквально спустя пару месяцев вслед за рождением крохи. Методика и развитие мелкой моторики таких малышей проста.
Грудному младенцу нужно массировать пальчики (гимнастика пальчиков), после полугода с детками играть в сороку – ворону либо другие пальчиковые игры. К примеру – большой пальчик малыша, нежно поглаживая, скажите ему: «Мальчик – пальчик, где ты был?». Затем соедините с указательным пальчиком – большой палец, и выговорите: «С этим пальчиком в лес ходил». Дотронувшись к среднему пальчику, скажите: «С этим пальчиком щи варил». Повторите те же действия с остальными пальчиками, приговаривая: «с этим пальцем песни пел, с этим пальцем кашу ел». Детям обычно весьма по душе эта игра, времени много она не занимает, зато польза огромнейшая – таким ведь образом мы как раз развиваем мелкую моторику!
Для детей, которым исполнился годик, отменная методика мелкой моторики – пальчиковый бассейн. В емкость подходящего размера сыпем один килограмм фасоли или гороха, «закапываем» туда что-нибудь привлекательное для ребёнка (фигурки животных, яркие мячики), и просим его разыскать их. В это время от малыша нельзя отходить, во избежание попадания небольших предметов в рот! И знайте, мелкая моторика – не есть самоцель, если ему по каким-либо причинам игры не нравятся, не следует принуждать малыша к таким играм!
Пробуйте другие! Вот некоторые примеры упражнений, где развивается мелкая моторика рук дошкольников:
— переливание воды в ёмкость с широкой горловиной из ёмкости с узкой горловиной (для детей от полутора годика до двух)
-изображения различных предметов и фигур с помощью пальчиков рук. Например, выставляем обе ладони на ребра, большие пальцы, подняв вверх, совершаем волнообразные движения – должен получиться пароход, идущий по волнам. Такие игры подходят для детей от двух лет.
Методика мелкой моторики предрасполагает также игры с мозаикой, игры с конструктором, сортировку пуговиц по размерам. Эти все занятия для развития мелкой моторики несомненно подойдут для детишек от одного года. Учите детей разрывать бумагу (да-да, такой премудрости тоже необходимо учить!), опускать вещи в отверстия внутрь горлышка бутылки, пересчитывать пальчики вместе.
Можно, в конце концов, приготовить еду, которую дозволенно есть руками, пообедать вместе с малышом (морковные кружочки, рисовые шарики, и другая еда, нарезанная маленькими кусочками, подойдет для таких затей как нельзя лучше).
Эти все забавные упражнения затребуют совсем немножко времени, результат же окупится сторицей. Начала, закладываемые сейчас, с младенчества, помогут ребёнку в дальнейшем избежать различных серьезных проблем, как в школе, так и во взрослой жизни.