Фото: freepik.com Дочь не хочет учиться, кричит на родителей, а на любую просьбу отвечает — «не буду». Что происходит с ребенком и как ему помочь, объясняет психолог Яна Недайхлиб.
Вопрос. Моей дочери почти 11 лет. Ей ничего не надо — ни мыться, ни уроки учить, ни гулять, только один телефон с утра до вечера. На мои просьбы сделать что-то ответ один — «не хочу, не буду». После десятой просьбы я начинаю повышать голос, кричу. Если выйдем в магазин за покупками, она психует, начинает кричать. Как найти общий язык, быть на одной волне. Мне очень тяжело, хочется понимания, уважения ко мне как к матери.
Ответ. Девочка не хочет мыться, учить уроки, гулять. Это тревожные симптомы. Тут я, как клинический психолог, в первую очередь пробовала бы исключить клиническую депрессию. Возможно, у ребенка сейчас есть это заболевание. Оно активно молодеет и часто начинает проявляться именно в подростковом возрасте.
Я бы предложила маме посмотреть на депрессивную триаду, есть ли эта симптоматика у ребенка.
Первый симптом — стойкое снижение настроения. Такое регулярное отчаяние, тоска, чувство безысходности на протяжении нескольких недель, даже месяцев, большая апатия.
Второй симптом — это замедление мышления, проблема с запоминанием и анализом информации, фиксация на собственных переживаниях. Ребенку непросто учиться. Если это началось в последнее время, то может быть симптомом.
Третий симптом — снижение двигательной активности. Медлительность, заторможенность, продолжительное пребывание в однотипной позе, желание постоянно лежать. Действительно, ребенку может быть тяжело вставать, что-то делать, идти в магазин.
Если это действительно так, то я бы предложила обязательно обратиться к специалисту. Это может быть психотерапевт, психиатр, невролог. Или хотя бы педиатр. Вы можете рассказать о тех симптомах, которые есть у ребенка.
Если врач диагностирует депрессию, дочь сможет начать лечение. Это может быть фармакотерапия, психотерапия. Но очень важно лечить это заболевание. Потому что без терапии затяжная клиническая депрессия сильно ухудшает качество жизни.
Также мне кажется, что у девочки внутри много агрессии. И я бы задала вопрос — на что может быть направлена агрессия ребенка? Что она хочет уберечь? Насколько ей сейчас безопасно дома, в школе? Насколько ей психологически безопасно с мамой и папой? Я говорю именно о психологической безопасности. Есть у ребенка свое место, которое она может оберегать? Закрыто ли это место? Как туда входят родители, стучат ли, не переставляют ли там вещи?
Часто подростки выражают агрессию на то, что на их небольшую территорию кто-то покушается. А они воспринимают это как нарушение безопасности.
Точно знаю, что крик может сильно вредить нам. Я бы научила девочку, что агрессию можно выражать иначе.
Маме я советую сделать коммуникацию с дочерью более безопасной и предсказуемой. Пусть в общении станет больше договоренностей. Например, мама говорит: «Завтра в 2 часа дня мы идем в магазин». Чтобы это не было внезапным решением. Но важно, чтобы то, о чем договариваетесь, соблюдалось, и дочь, и мама знали время, место и цель того, что происходит.
Мама кричит в ответ — у нее тоже непросто с ресурсами внутри. Есть ли у нее поддержка и помощь? Есть ли рядом кто-то, кто может помочь с ежедневными делами, с общением с дочерью, тот, кто может заварить вам чай и поговорить. Очень важно в первую очередь позаботиться о себе как о маме. Потому что безопасная и предсказуемая мама — это залог хороших отношений с ребенком, которые будут давать еще больше ресурса.